«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

ВЛВиктор ЛевинОбозреватель«Автозавод Санкт-Петербург» снизил прогноз по производству Lada Iskra в 2026 году с 10 тысяч до 4,5 тысячи автомобилей. Об этом сообщил глава комитета по промышленной политике Кирилл Ситов. Почему же забуксовал проект нового российского автомобиля, в который АвтоВАЗ вложил 40 миллиардов рублей?

Виктор Левин

Пора привыкнуть к тому, что информационный фон вокруг АвтоВАЗа и его автомобиля «Искра» живет по принципу пузыря. С прошлого года его надувало руководство автогиганта, анонсирующее выпуск новой модели впервые за десять лет.

Если верить всему сказанному и показанному начальством, то волжский автозавод, аки герой первых сталинских пятилеток, преодолев шок от ухода «Рено» в 2022 году, перенастроив тележку от «Логана» на новый кузов и поставив туда свой старый двигатель с китайскими коробками передач, совершил трудовой подвиг. Красавица «Искра» в специально созданных для нее красках, словно пасхальное яйцо, светила на выставках и презентациях. И вспоминался знаменитый ленинский тезис о том, что из искры возгорится пламя.

Революции и смены власти в автопроме, конечно, никто не обещал. Но разогреть затухающий костер АвтоВАЗа, который на треть сократил свои производственные планы и собрался переходить на четырехдневную рабочую неделю, новинка за вложенные в проект 40 миллиардов рублей была просто обязана.

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

Ну, а почему нет, коли и знатные эксперты в лице Елены Лисовской (Лиса Рулит) и главреда «За рулем» Максима Кадакова лично ездили в Минск, где им доверили покататься на новых «Искрах». И они уже в эксклюзивном порядке показали, как хорошо рулится «Искра», как она заводится с первого раза, как разгоняется до сотни за 13 секунд, как не теряет колеса, не клинят тормоза (хотя задние барабанные), как не скрепит и не гремит недорогим пластиком и даже показывает навигацию от «Яндекса» (в тех моделях, где мультимедиа вообще есть).

Дальше — больше. Как выяснилось пару месяцев назад, производство «Искры» разогреет не только завод в Тольятти, но и пустующий завод «Ниссан» под Петербургом. Одним выстрелом АвтоВАЗ и Минпромторг убивали сразу двух зайцев в плане создания новых рабочих мест.

Читайте также:  AB News: НАТО готовится сбить самолет РФ в ближайшие 14 дней — есть два дальнейших сценария

Этот факт, конечно, говорит об успехах в достижении стратегических целей правительства по развитию автопрома, о чем заявил вчера первый вице-премьер Денис Мантуров:

— Уже 11 из 13 «брошенных» иностранцами автозаводов в России возобновили полноценную работу, еще два должны быть запущены в 2026 году, — с гордостью сказал Мантуров.

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

Так что всякие там скептики и маловеры в отношении растущего до небес утильсбора обязаны встать в угол и публично покаяться за свои крамольные мыслишки и скороспелые выводы о вреде нового налога, стыдливо замаскированного под эвфемизм об утильсборе.

И они бы встали. И покаялись… не случись сегодняшнего конфуза с заявлением питерского чиновника.

«Автозавод Санкт-Петербург» сократил прогноз по сборке Lada Iskra в 2026 году. Это следует из данных, предоставленных компанией городскому правительству.

«Официальные данные — 4,5 тысячи на следующий год», — сказал в интервью «Фонтанке» глава комитета по промышленной политике Александр Ситов.

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

И это все? Для сравнения: китайский Нaval (входит в концерн Great Wall Motor) планирует расширить производственные мощности площадки в Тульской области. С 2025 года — после завершения модернизации — предприятие сможет производить до 200 тысяч машин в год. В 2024-м китайцы произвели и продали более 130 тысяч штук.

Весь рынок новых легковых автомобилей в РФ составляет до 1,5 миллиона в год. Несложно подсчитать, какова будет исчезающая к 0,2% доля питерской «Искры».

И что характерно: Нaval, который замахивается на 10% авторынка, ни словом не заявляет о своей выдающейся роли в развитии нашего автопрома. Не жалуется. Не просит новых налогов. Не требует госдотаций и списания долгов на десятки миллиардов рублей.

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

«Искра» без пламени: почему АвтоВАЗ сокращает производство своей новой модели

Говоря о будущем «Искры», хорошо бы сравнить цены на отечественный универсал В-класса мощностью 106 л. с. и самый дешевый кроссовер С-класса Нaval М6 на 143 л. с. По несчастливой случайности они почти одинаковы! Так что вопрос о том, что будет выбирать массовый покупатель бюджетных автомобилей, — не в пользу АвтоВАЗа.